Инновационная деятельность

Инновационная площадка "Мобильное электронное образование

"Внедрение мобильного электронного образования в педагогический процесс ДОУ

Одной из стратегических задач нашего дошкольного образовательного учреждения является расширение образовательной среды за счет внедрения новых форм и технологий в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), направленных на образование, воспитание и развитие детей нового поколения с учетом запросов родителей, а самое главное, интересов и потребностей детей.

Потребности и интересы детей учтены в основных нормативных документах в области образования, где ключевой задачей является повышение качества и доступности образования, в том числе посредством организации современного цифрового образовательного пространства.

Это отражено в следующих документах:

  • государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий.
  • Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года».
  • в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» информационно–образовательная среда включает в себя электронно-образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

В нашем ДОУ в работе с детьми широко используются электронные образовательные ресурсы: интерактивные доски, электронные панели, проекторы, ноутбуки, песочные интерактивные столы, в кабинете логопеда применяется лого-планшет. Действительность диктует новые условия, которые побуждают принимать новые решения для реализации поставленных задач в образовании.

Научно технический прогресс предъявляет новые требования к содержанию и организации образовательного процесса, современному педагогу необходимо постоянно изучать новые образовательные технологии, чтобы интересно и качественно организовывать образовательную деятельность. Цифровые технологии быстро распространяются и обновляются, открывают неограниченные возможности для доступа к цифровым инструментам, материалам и сервисам. Поэтому в нашем ДОУ было принято решение участвовать  в инновационном проекте «МЭО. Детский сад».

Для использования новых возможностей мобильного обучения в учебном процессе необходима организованная, последовательная и методическая работа по внедрению современных стратегий, форм и методов мобильного обучения в процесс. Только такой подход к образованию позволит создать качественное обучение. Но, в то же время, любое новшество в образовании, любая новая образовательная методика должна последовательно пройти несколько стадий: анализ, проектирование, развитие, внедрение, оценка.

Когда был дан старт инновационному проекту «МЭО. Детский сад», к реализации подключилось наше ДОУ, определив для себя тему «Повышение мотивации и качества обучения дошкольников посредством цифровых ресурсов образования в условиях реализации ФГОС ДО». С 01.01.2021 г. нашему  детскому  саду присвоен статус экспериментальной площадки «Мобильное электронное образование» - это цифровая платформа с организацией системы занятий с детьми в соответствии с ФГОС.

В состав проекта вошли воспитанники двух групп, в том числе группа комбинированной направленности (дети с ТНР).

Педагоги, участвующие в проекте, прошли курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Развитие цифровой грамотности педагогов. Дошкольное образование. Цифровой детский сад».

Повышение компетентности педагогических кадров – важное условие для мотивации педагогов к трансляции опыта работы на мероприятиях разного уровня.

В связи с внедрением в образовательный процесс цифровой образовательной системы в ДОУ была выстроена работа с детьми, родителями и педагогами, целью которой является создание мотивации в использовании электронной информационной системы «МЭО. Детский сад».

Дошкольники, знакомясь с компьютерными технологиями и узнавая их возможности, испытывают интерес, удивление и радость от общения с ними. Повышается мотивация к обучению. Интерактивные игры дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Удобно подобранные материалы МЭО очень помогают в работе воспитателя:

  • уменьшаются затраты времени на подготовку к занятию;
  • большое количество  наглядного материала;
  • вариативность использования предлагаемого материала;
  • возможность реализовать собственные творческие замыслы;
  • возможность индивидуализации обучения дошкольников.

Рекомендательный характер построения занятия помогает родителю организовать полноценные развивающие занятия самостоятельно, минуя поиск информации в различных браузерах.

  • МЭО – «Детский сад» помогает развивать у ребенка дошкольного возраста навыки и компетенции XXI века, которые дают возможности стать успешным в дальнейшем обучении:

  • критическое мышление (наблюдают, учатся обосновать свою точку зрения, сосредотачиваются на изучении информации и способны применять аналитические навыки в самых разных ситуациях);
  • творческий потенциал и креативность (решают задачи не стандартным способом);
  • навыки эффективной коммуникации (работают в группах, в парах, учатся договариваться, задают вопросы, обсуждают результат);
  • социальный и эмоциональный интеллект (учатся распознавать и понимать свои эмоции и эмоции других людей, а также использовать это понимание для управления собственным поведением и построения межличностных отношений);
  • мотивация к постоянному обучению и развитию  (побуждение, которое обуславливает достижение позитивного результата к будущей учебной деятельности).
  • Иллюстрированный наглядный материал, масштабное изображение, анимация, звук увеличивают познавательную мотивацию, овладение материалом у детей происходит гораздо легче.

    МЭО - это цифровая платформа со сценариями занятий в соответствии с ФГОСкоторые включают в себя подвижные игры, интерактивные элементы, обучающие мультфильмы, музыкальное сопровождение для физкультминуток и многое другое. МЭО обеспечивает содержательное онлайн-обучение ребенка дошкольного возраста и помогает избежать спонтанности и бесконтрольности в освоении им цифровых технологий.

    Все специалисты нашего ДОУ (заведующий, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, логопед, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, воспитатели) в рамках проекта имеют доступ к платформе МЭО. Узкие специалисты используют задания из МЭО в своей образовательной деятельности, внося дополнения в ежедневное тематическое планирование, тем самым облегчается работа по  поиску дополнительной информации к занятиям.

  • Хотелось бы отметить достоинства платформы МЭО для работы педагогов и дошкольников:

  • Профессионально отобранный образовательный материал для занятий, информационная защищенность контента.
  • Цифровая безопасность дошкольника.
  • Коммуникативные каналы для ребенка.
  • Расширение образовательной среды ДОУ за счет внедрения в образовательный процесс информационно-образовательной системы «МЭО. Детский сад».
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях инновационной исследовательской деятельности в соответствии с профессиональным стандартом Педагога.
  • Вовлечение педагогов, родителей, воспитанников в информационно-образовательное пространство.
  • Поддержка детской инициативы, активности, самостоятельности.
  • Ценность нашей работы с системой МЭО в том, что повышаются образовательные результаты, что соответствует развитию целевых ориентиров у дошкольников, определенных ФГОС ДО. А  главное, что эта система привлекательна и интересна для детей - здесь они находят интересную для себя информацию, закрепляют в играх полученные знания, расширяют свой кругозор.

  • На сегодняшний день нами решены следующие задачи:

  • Расширение образовательной среды ДОУ за счет внедрения в образовательный процесс информационно-образовательной системы «МЭО. Детский сад».
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях инновационной исследовательской деятельности в соответствии с профессиональным стандартом Педагога.
  • Ценность нашей работы с системой МЭО в том, что повышаются образовательные результаты, что соответствует развитию целевых ориентиров у дошкольников, определенных ФГОС ДО. А  главное, что эта система привлекательна и интересна для детей - здесь они находят интересную для себя информацию, закрепляют в играх полученные знания, расширяют свой кругозор.

  • Вовлечение педагогов, родителей, воспитанников в информационно-образовательное пространство.
  • Поддержка детской инициативы, активности, самостоятельности.
    Участие: "Формирование цифровой культуры в образовательной организации. МЭО (городской уровень)


Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста

Главным в работе любого воспитателя является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста.
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.
ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности становятся: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.
Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организацииЭто:
Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:
Образовательная деятельность в режимных моментах;
Организованная образовательная деятельность;
Самостоятельная деятельность детей.
Выбор количества детей зависит от:
возрастных и индивидуальных особенностей детей;
вида деятельности (игровая, познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная)
их интереса к данному занятию;
сложности материала;
Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».
В нашей практике все чаще встречаются дети, которые не хотят заниматься, которым неинтересно то, что происходит в совместной образовательной деятельности педагога и детей. Поэтому важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются не расширение образовательных задач, а разработка новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь, спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками с рациональной эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности.
В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска в моем случае стала тематическая папка или «лэпбук».
«Лэпбук» (lapbook, или как его еще называют тематическая папка, - это самодельная интерактивня папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом «лэпбук» - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.
Создание «лэпбука» поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Работа с «лэпбуком» отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:
• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
•свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Самостоятельная деятельность детей.
По санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации работы в дошкольных организациях на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.
Но это не значит, что ребенок в это время предоставлен самому себе. Для организации самостоятельной деятельности детей в нашей группе создана развивающая предметно- пространственная среда, частью которой и являются «лэпбуки» .
«Лэпбук» отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде. «Лэпбук»:
-информативен;
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
-обладает дидактическими свойствами. Несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д. ;
-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
-вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);
-его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Результаты использования «лэпбука» в совместной деятельности.
1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление). Наблюдения показывают, что и взрослым такая форма обучения тоже понравится.
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает «лэпбук» и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную вместе с воспитателем книжку.
3. Ребенок дошкольного возраста научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к обучению в школе.
4. «Лэпбук» хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение считать и читать и т. д.) и сделать такую коллективную книжку.
5. Создание «лэпбука» является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели
Результаты использования «лэпбука»:
-быстрое запоминание стихов, пальчиковой гимнастики;
-проявление повышенного интереса к содержанию;
-проявление самостоятельности при работе с «лэбуком»;
-проявление интереса со стороны родителей.
Как изготовить «лэпбук»?
Для этого нужна фантазия и разнообразный материал.
Итак, для изготовления «лэпбука» нам понадобится какой-то плотный материал или картон.
Нужно взять лист картона, согнуть на несколько частей, придать форму шкафа, причем дверцы могут быть симметричные или ассиметричные. При необходимости обклеить бумагой, (самоклеящейся пленкой).
Сделать различные кармашки разной формы и величины.
В каждом кармашке – игра, или набор материалов по теме.
Изготовить игры, направленные на развитие познавательных интересов в зависимости от темы «лэпбука».
Подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на малозначительные минусы, которые имеет работа над «лэпбуком», ее плюсы неоспоримы. Создание «лэпбука»решает ряд задач современного образования, давая детям не только знания о теме, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации. В условиях модернизации образования, педагогу необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Применяя в своей работе технику создания «лэпбука», у вас появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях. «Лэпбук» — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.


Комментариев нет:

Отправить комментарий